forkredit.com | | vivaspb.com | finntalk.com
Яндекс.Метрика
Калькулятор расчета пеноблоков смотрите на этом ресурсе
Все о каркасном доме можно найти здесь http://stroidom-shop.ru
Как снять комнату в коммунальной квартире смотрите тут comintour.net

Отраслевая программа развития сестринского дела

Сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Сестринский персонал — это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям «Сестринское», «Акушерское», «Лечебное дело» и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

Важную роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества, предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводят специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «Сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением. Они сводятся к:

  • развитию первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укреплению здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;
  • реструктуризации лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;
  • расширению объёмов помощи на дому;
  • увеличению реабилитационных мероприятий;
  • формированию больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;
  • внедрениею хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.

Цели и задачи Отраслевой программы

Программа ставит целью формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя её направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Достижение цели Отраслевой программы предполагает решение ряда задач:

  • совершенствование нормативной правовой, организационно-методической и материально-технический базы для реформирования сестринского дела;
  • совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;
  • содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;
  • совершенствование системы управления сестринской деятельностью;
  • развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;
  • повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;
  • обеспечение качества сестринской деятельности;
  • обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;
  • повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;
  • обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;
  • содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

Ожидаемые конечные результаты реализации Отраслевой программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой программой развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит:

  • укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;
  • совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела;
  • удовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;
  • рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы;
  • провести реструктуризацию учреждений здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.

Наименование Программы

Развитие сестринского дела в Российской Федерации

Основание для разработки Программы

Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, утвержденная постановлением правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387, приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря1997 года № 390 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации»

Заказчик Программы

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения Российской Федерации, Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова Минздрава России, Российской Федерации, Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России

Цели и задачи Программы

Формирование оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению:

- совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы для совершенствования организации работы сестринского персонала;

- совершенствование системы подготовки и эффективного использования сестринских кадров;

- совершенствование системы управления сестринским персоналом;

- развитие новых организационных форм и технологий оказания медицинской помощи сестринским персоналом;

- обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;

- повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;

- обеспечение социальной защищённости специалистов сестринского дела;

- содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию в области

Сроки и этапы реализации Программы

2001–2005 гг.:

первый этап — 2001–2002 гг. включает создание нормативной правовой, материально-технической и организационной базы;

второй этап — 2003–2005 гг. включает реализацию экономически эффективных форм и методов работы сестринского персонала

Перечень основных разделов Программы

- нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности;

- основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала;

- развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела;

- развитие научных исследований в сестринском деле;

- информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью;

- развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию), Межрегиональная ассоциация медицинских сестер России

Источники финансирования Программы

Средства федерального бюджета, внебюджетные средства и другие источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации

Ожидаемые конечные результаты

Повышение медицинской и экономической эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений, исходя из показателей эффективности и качества работы сестринского персонала

Система организации контроля за исполнением Программы

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Минздравом России. Координацию выполнения программных мероприятий осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу. Основные направления и положения программы ежегодно уточняются, исходя из хода её выполнения и эффективности использования средств

Состояние проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами

Комплекс политических, социально-экономических, демографических и экологических факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения. Увеличение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Финансирование здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счёт средств обязательного медицинского страхования не может обеспечить население общедоступной бесплатной медицинской помощью.

Сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

Сестринский персонал — это работники, имеющие среднее медицинское образование по специальностям Сестринское, Акушерское, Лечебное дело и допущенные к профессиональной деятельности в установленном порядке.

Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причины болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и иных условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает сестринский персонал как реальный потенциал для удовлетворения растущих потребностей населения к доступной медицинской помощи.

ВОЗ подтверждает, что укрепление и развитие сестринского дела должны поддерживаться посредством:

  • разработки стратегии планирования трудовых ресурсов и подготовки сестринских кадров;
  • создания нормативной правовой базы для развития сестринского дела;
  • обеспечения условий для эффективной деятельности сестринского персонала, возможности полной реализации своего профессионального потенциала в сотрудничестве с другими категориями медицинских работников.

На протяжении последних десятилетий в стране сестринскому делу не уделялось должного внимания. Это привело к значительному отставанию в этой области здравоохранения от развития современной науки и медицинских технологий, явилось причиной выбывания из профессии квалифицированного сестринского персонала, повсеместного снижения обеспеченности лечебно-профилактических учреждений сестринскими кадрами, увеличения дисбаланса в соотношении между врачами и медицинскими сестрами, и, как следствие, ухудшения качества оказываемой медицинской помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» предусмотрено осуществление реформы, направленной на повышение качества, доступности и экономической эффективности медицинской помощи населению в условиях формирования рыночных отношений.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское образование, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

В условиях экономических преобразований в России стратегия развития сестринского дела должна соответствовать меняющимся потребностям здравоохранения, быть социально-приемлемой, при этом гарантировать высокое качество оказания медицинской помощи населению.

Важнейшими детерминантами, определяющими потребность в развитии сестринского дела, являются:

  • негативные медико-демографические процессы, в особенности снижение рождаемости и старение населения;
  • ухудшение состояния здоровья населения; хронизация патологии; появление и распространение новых заболеваний, в частности СПИДа; увеличение стоимости медицинских услуг.

Это требует более широкого использования сестринских кадров, усиления деятельности сестринского персонала в профилактической направленности здравоохранения.

Роль, функции и организационные формы деятельности сестринского персонала меняются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением:

  • развитием первичной медико-санитарной помощи, направленной на профилактику заболеваний и укрепление здоровья, гигиеническое обучение и воспитание населения;
  • реструктуризацией лечебно-профилактических учреждений, направленной на сокращение сроков пребывания в стационаре;
  • расширением объемов помощи на дому;
  • увеличением реабилитационных мероприятий;
  • формированием больниц/отделений с различной интенсивностью лечения и ухода;
  • внедрением хосписов и оказанием паллиативной помощи умирающим.

Перечисленные факторы требуют совершенствования образовательной системы подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела с учётом потребностей системы здравоохранения и состава сестринских кадров.

Препятствиями для осуществления необходимых преобразований в кадровой политике и сестринском образовании до настоящего времени остаются слабая материально-техническая база образовательных учреждений, недостаточность специально подготовленных педагогических кадров и др.

Решением Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 апреля 1999 года «О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации», отмечена необходимость развития и совершенствования среднего, повышенного уровня и высшего медицинского образования по специальности «сестринское дело», разработки и внедрения Государственных образовательных стандартов по всем профилям и уровням квалификации, Государственных стандартов практической деятельности сестринского персонала, проведения комплексных научных исследований в сестринском деле.

В соответствии с решениями Министерства здравоохранения Российской Федерации принимаются меры по совершенствованию качества профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. Внесены изменения в содержание преподавания с переориентацией на медико-санитарную и медико-социальную профилактику, обучение новым технологиям сестринской практики, повышение ответственности и этических норм деятельности сестринского персонала.

Система здравоохранения в целом страдает от несбалансированности медицинских кадров, малоэффективного использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что оказывает существенное влияние на качество медицинской помощи. Реальная кадровая диспозиция «сестринский персонал–врачи» сопровождается взаимосвязанными негативными тенденциями:

  • увеличением во врачебной деятельности доли медицинских услуг, не требующих врачебной квалификации, а подлежащих осуществлению хорошо подготовленным сестринским персоналом;
  • принижением роли сестринского персонала в лечебном процессе, функции которого сводятся к выполнению технической работы, часто не требующей профессиональной подготовки.

Последнему фактору способствует исчезновение категории младшего медицинского персонала, функции которого вынужден брать на себя сестринский персонал в ущерб своей профессиональной деятельности.

Осуществление необходимых изменений в кадровой политике в области здравоохранения требует научно-обоснованных подходов к планированию, подготовке и использованию сестринских кадров, эффективного управления сестринским персоналом, обеспечения рационального соотношения и партнёрства между врачами и сестринским персоналом.

Более 20 факультетов образовательных учреждений высшего медицинского образования страны осуществляют подготовку менеджеров–руководителей сестринского персонала, однако, в настоящее время, остается не решённой проблема с их трудоустройством. В подавляющем большинстве случаев старшими и главными медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений работают специалисты, проявившие определенные организаторские способности, но не обладающие необходимыми знаниями в области менеджмента, психологии, педагогики, экономики, права и др. Эти специалисты нуждаются в дополнительной подготовке в медицинских образовательных учреждениях по специальности «сестринское дело».

Зарубежный опыт организации сестринского дела показывает, что деятельность сестринского персонала меняется, и на смену традиционной практике медсестер в больницах приходят новые виды помощи, связанные не только с болезнями или патологическими состояниями, но и с проблемами сохранения и поддержания индивидуального и общественного здоровья.

В реформировании сестринского дела возможно использование международного опыта. Однако, очевидна бесперспективность его использования без проведения глубокого анализа, необходимой коррекции и адаптации к социально-экономическим условиям нашей страны, а также сложившимся традициям, которые могут оказывать сдерживающее влияние на успешность реформирования сестринского дела.

Для проведения реформ в сестринском деле в Российской Федерации требуется решение следующих проблем:

  • совершенствование системы профессиональной подготовки и использования сестринского персонала;
  • совершенствование нормативной правовой, материально-технической и организационно-методической базы;
  • совершенствование управления сестринской деятельностью;
  • информационное обеспечение организации сестринского дела.

Актуальность проблемы, необходимость реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации требуют принятия комплекса мер в виде отраслевой Программы развития сестринского дела в Российской Федерации.

Приоритетами данной Программы являются:

  • всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
  • обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;
  • повышение уровня квалификации сестринского персонала;
  • формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и в пределах своей компетенции обладающего самостоятельностью;
  • деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья и повышение качества жизни населения.

Достижение приоритетов Программы осуществляется:

  • разработкой правовых и экономических механизмов, обеспечивающих дальнейшее развитие и совершенствование сестринского дела;
  • совершенствованием системы профессиональной подготовки сестринского персонала;
  • использованием современных и экономически приемлемых организационных форм и ресурсосберегающих технологий в работе сестринского персонала, обеспечивающих качество медицинской и медико-социальной помощи, профилактическую направленность, повышение удовлетворенности населения предоставляемой медицинской помощью;
  • информационным, научно-методическим и материально-техническим обеспечением сестринской деятельности.

Предполагается последовательное и постепенное реформирование сестринского дела, с сохранением накопленного потенциала и максимальным использованием имеющихся сестринских кадров в системе здравоохранения.

Цель и задачи Отраслевой программы

Программа ставит целью формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медико-санитарной и медико-социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя её направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Достижение цели Отраслевой программы предполагает решение ряда задач:

  • совершенствование нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы для реформирования сестринского дела;
  • совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;
  • содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;
  • совершенствование системы управления сестринской деятельностью;
  • развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;
  • повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;
  • обеспечение качества сестринской деятельности;
  • обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;
  • повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;
  • обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;
  • содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

Основные направления реализации Отраслевой программы

1. Нормативное правовое обеспечение сестринской деятельности.

Предусматривается совершенствование правовых основ организации сестринской деятельности. Предполагается подготовка пакета нормативных правовых актов и методических документов, регламентирующих сестринскую деятельность в лечебно-профилактических учреждениях, а также учреждениях медико-социальной помощи, разработка документов, определяющих организационную структуру, формы, объём и характер сестринской деятельности.

Требуется осуществить комплекс мероприятий по созданию стандартов / протоколов профессиональной сестринской деятельности лечебно-профилактических учреждений, их апробации и дальнейшего внедрения в практику в субъектах Российской Федерации, разработать методические рекомендации по ведению сестринского процесса, сестринскую документацию наблюдения за пациентом.

Предполагается разработка:

  • методических рекомендаций по пересмотру дифференцированной нагрузки на сестринский персонал лечебно-профилактических учреждений;
  • предложений по методике оплаты труда специалистов сестринского дела в зависимости от качества, объема выполняемой работы и уровня образования на основе новых технологий сестринской деятельности;
  • отраслевых нормативных правовых актов по охране труда в учреждениях здравоохранения.

2. Основные направления деятельности и совершенствование организации работы сестринского персонала.

Исходя из роли сестринской деятельности в оптимизации использования ресурсов, улучшении медицинского обслуживания населения и реализации положений Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, настоящей Программой предусматривается комплекс мероприятий, выполняемых с использованием регионального и международного опыта развития и совершенствования сестринского дела:

  • разработка модели деятельности специалистов сестринского дела с учетом реструктуризации стационарной помощи, расширения амбулаторно-поликлинической сети с поэтапным переходом к общей врачебной (семейной) практике и изменения соотношения врачей и сестринского персонала в сторону увеличения последних;
  • разработка модели деятельности специалистов сестринского дела медико-социальных отделений, включая специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело»;
  • разработка перечня должностей для специалистов с повышенным уровнем образования и высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело» для учреждений здравоохранения;
  • переход к трёхстепенной системе обслуживания в больничных учреждениях и введение в штатное расписание должности младшей медицинской сестры по уходу.

Предполагается

  • разработка сестринских программ по формированию здорового образа жизни, планированию семьи и предупреждению социально значимых заболеваний: артериальной гипертонии, пульмонологических, эндокринологических, гастроэнтерологических, аллергических заболеваний, а также заболеваний, передающихся половым путем и др. для использования в работе с пациентами, семьями и в организованных коллективах;
  • пересмотр Положения о специалисте сестринского дела фельдшерско-акушерского пункта (ФАП) с учетом современных условий;
  • поэтапное проведение аттестации рабочих мест специалистов сестринского дела в соответствии со стандартами их профессиональной деятельности.

3. Развитие системы профессионального образования и кадровой политики в области сестринского дела.

Предусматривается комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров, а также совершенствование кадровой политики в области сестринского дела, с учетом реформирования системы здравоохранения.

Предполагается развитие профессиональной подготовки и повышения квалификации сестринских кадров с учетом реструктуризации отрасли, в том числе перехода к общей врачебной (семейной) практике.

Предусматривается

  • продолжить разработку методической документации по проведению итоговой государственной аттестации выпускников средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;
  • обеспечение учебно-методической литературой средних и высших медицинских образовательных учреждений по подготовке сестринских кадров;
  • разработка программы взаимодействия медицинских образовательных и лечебно-профилактических учреждений по обеспечению практической подготовки специалистов сестринского дела;
  • формирование целевого заказа на подготовку специалистов в медицинских образовательных учреждениях для обеспечения средних учебных заведений педагогическими кадрами;
  • разработка программ по организации повышения квалификации и переподготовки руководителей и преподавателей медицинских образовательных учреждений.

Предполагается формирование банка унифицированных тестовых заданий для проведения сертификации и аттестации сестринского персонала, разработка рекомендаций по созданию в образовательных учреждениях служб содействия в трудоустройстве выпускников.

4. Развитие научных исследований в сестринском деле.

Предусматривается обеспечение реализации программы научных исследований по приоритетным направлениям в области сестринского дела и прикладным дисциплинам на 2001–2005 годы.

Предполагается разработка новых и усовершенствование существующих технологий подготовки специалистов со средним и высшим медицинским образованием по специальности «сестринское дело».

Планируется обеспечение регулярного проведения научно-практических конференций по актуальным проблемам в области сестринского дела.

Научное сопровождение реализации Программы будет способствовать ускорению процесса реформирования сестринского дела.

5. Информационное обеспечение и управление сестринской деятельностью.

Необходимо проводить работу по формированию позитивного общественного мнения о сестринской деятельности в системе здравоохранения. Важным является издание и распространение среди медицинских работников, населения специальных печатных информационных материалов о важности вклада сестринской деятельности в процесс улучшения здоровья и повышения качества жизни населения.

Планируется создание информационных систем и расширение коммуникативных связей в сестринском деле.

Предусматривается разработка и поэтапное внедрение автоматизированных рабочих мест (АРМ), что позволит эффективно управлять сестринской деятельностью и обеспечит контроль качества медицинской помощи, предоставляемой сестринским персоналом.

6. Развитие профессиональных сестринских объединений, ассоциаций и союзов.

Предусматривается разработка и заключение соглашения о сотрудничестве между Минздравом России и Межрегиональной ассоциацией медицинских сестер России, а также развитие сотрудничества Межрегиональной и региональных сестринских ассоциаций с международными ассоциациями и профессиональными объединениями в области сестринского дела.

Ресурсное обеспечение Отраслевой программы

Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета и привлекаемых для её выполнения внебюджетных источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Механизм реализации Отраслевой программы, организация и контроль за её исполнением

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляется в рамках Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

Реализация Отраслевой программы определяется планом мероприятий с указанием сроков и ответственных исполнителей указанных мероприятий.

Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода её выполнения и эффективности использования выделенных средств.

Управление и контроль за ходом реализации Отраслевой программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Координацию работ по реализации Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации осуществляет Совет Минздрава России по сестринскому делу.

Ожидаемые конечные результаты реализации Отраслевой программы

Реализация мероприятий, предусмотренных Отраслевой Программой развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит:

  • укрепить систему мер, способствующих развитию оказания менее затратной медицинской помощи населению;
  • совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации специалистов сестринского дела
  • удовлетворять спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь, оказываемую специалистами сестринского дела;
  • рационально использовать кадровые и финансовые ресурсы;
  • провести реструктуризацию учреждений здравоохранения с привлечением сестринского персонала, что позволит реально увеличить профилактическую направленность медицинской помощи.

Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, позволит осуществить переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения.

Пояснительная записка к Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации

Основанием для разработки настоящей Отраслевой программы является Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года № 1387 «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации».

Объектом программы является сестринское дело — важнейшая составная часть системы здравоохранения, располагающая значительными кадровыми ресурсами и реальными потенциальными возможностями для удовлетворения потребностей населения в доступной и приемлемой медицинской помощи.

С переходом к системе обязательного медицинского страхования (ОМС) возникла потребность в новой ресурсосберегающей системе организации в здравоохранении. В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий самую многочисленную категорию работников здравоохранения, и предоставляемые им услуги, рассматриваются как ценный ресурс здравоохранения для удовлетворения потребностей населения в доступной и экономически эффективной медицинской помощи.

Как показывает мировая практика, рациональное использование сестринских кадров ведет к значительному улучшению качества, доступности и экономичности медицинской помощи, эффективному использованию ресурсов в здравоохранении, больше внимания уделяется профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения, так как сестринской практике присущи доступность, разноплановость деятельности, ориентированность на отдельного пациента, семью и общественные группы.

Развитие сестринского дела в стране сдерживается отсутствием совершенной нормативной правовой и финансовой базы, информационной поддержки, научных исследований в сестринском деле. Отмечается несовершенство системы профессиональной подготовки специалистов сестринского дела. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, возрастает нагрузка на сестринский персонал, неудовлетворенность персонала и социальная напряженность.

На решение данных проблем направлена разработанная Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению медицинских услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее, повышенный уровень образования и высшее медицинское образование по специальности «сестринское дело» и составляющим самую многочисленную категорию работников здравоохранения.

Целью Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации является формирование условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению, конкретизируя и реализуя её направления и положения, связанные со всеми аспектами сестринского дела.

Для её достижения предполагается реализация ряда задач, в частности:

  • совершенствование нормативной правовой, организационно-методической и материально-технической базы для реформирования сестринского дела;
  • совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и использования сестринских кадров;
  • содействие созданию условий для развития и совершенствования сестринского дела;
  • совершенствование системы управления сестринской деятельностью;
  • развитие новых организационных форм и технологий сестринской деятельности;
  • повышение эффективности использования кадровых и финансовых ресурсов в здравоохранении;
  • обеспечение качества сестринской деятельности;
  • обеспечение развития научных исследований в сестринском деле;
  • повышение профессионального и социального статуса сестринского персонала;
  • обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;
  • содействие развитию профессиональных сестринских ассоциаций и привлечение их к реформированию сестринского дела.

Приоритетными направлениями Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются:

  • всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
  • обеспечение эффективного управления сестринским персоналом;
  • повышение уровня квалификации сестринского персонала;
  • формирование медицинской сестры новой формации, высоко квалифицированного специалиста, способного к принятию решения и, в пределах своей компетенции, обладающего самостоятельностью;
  • деятельность сестринского персонала, направленная на профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения.

Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации реализуется в период с 2001 по 2005 годы.

Отраслевая программа реализуется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Финансирование мероприятий в рамках региональных программ развития сестринского дела предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в размерах, определяемых соответствующими решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных и других источников, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Реализация программных мероприятий позволит:

  • способствовать развитию менее затратной медицинской помощи;
  • совершенствовать систему подготовки и повышения квалификации сестринского персонала для работы в лечебно-профилактических, медико-социальных учреждениях;
  • удовлетворить спрос населения на доступную и эффективную медицинскую и медико-социальную помощь;
  • рациональному использованию кадровых и финансовых ресурсов;
  • провести реструктуризацию лечебно-профилактических учреждений с привлечением сестринского персонала.

Реализация Отраслевой программы заложит основу дальнейшего развития сестринского дела в Российской Федерации, осуществит переход субъектов Российской Федерации на ресурсосберегающие модели сестринской деятельности и создаст предпосылки для улучшения показателей состояния здоровья населения, снизит заболеваемость, сократит уровень госпитализации и длительность госпитального этапа, в конечном итоге будет способствовать охране здоровья граждан.

Исполнителями Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, ММА им. И.М.Сеченова Минздрава России, ГНИЦ профилактической медицины Минздрава России, ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздрава России, НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко РАМН (по согласованию), межрегиональная ассоциация медицинских сестер России.

Управление и контроль за реализацией Отраслевой программы осуществляется Минздравом России. Координирует работу по реализации Отраслевой программы Совет Минздрава России по сестринскому делу. Основные направления и положения Отраслевой программы ежегодно уточняются и корректируются, исходя из хода её выполнения и эффективности использования выделенных средств.

Поделитесь с друьями

Новости с картинками


Все же основным секретом нашего похудения является......
Сколько разных вкусностей можно приготовить с поле......
Про вкусные блюда из капусты брокколи и целеб......
Многие женщины сталкивались с молочницей. Это......
Нельзя употреблять сахар, алкоголь, соль. Лучше, е......
Людям, имеющим 1 группу крови и наз......
Приготовить что-то вкусное без всякого использован......

 

kantrium.com | Finland | Helsinki | Denmark